О вечных вопросах мэйл-арта: КУДА и КОМУ

Представляю выдержки из статьи Антона Успенского, обаятельного искусствоведа и художника, о мэйл-артисте Владимире Котлярове (Толстом). На странице автора, кстати, можно прочесть увлекательный материал об искусстве. Статья была посвящена очередному "Мэйлартиссимо" в Музее связи. 16 декабря открывается очередной Космический Мэйлартиссимо.
Вернемся к "путям взаимной переписки":

Здесь и далее в статье фото Антона Успенского
В начале революционных 1960-х, когда проходили первые выставки поп-артиста Энди Уорхола и зачиналось то, что вскоре станет видео-артом, появляется Нью-Йоркская Школа Корреспонденции. Так Эд Планкет в 1962 году назвал послания в технике коллажа, которые получал от своего друга, Рэя Джонсона. Этот американский дизайнер, художник и визуальный поэт создал движение, ставшее первой мэйлартистической сетью, доказавшей, что произведение искусства и, говоря казенным языком, почтовое отправление – явления одного порядка. Мэйл-арт сегодня – искусство с традициями, патриархами, и музеефицированными (не меньше!) шедеврами.

Как мы читаем у Толстого (Алексея): «художник заряжен лишь однополюсной силой. Для потока творчества нужен второй полюс – вниматель, сопереживатель: круг читателей, класс, народ, человечество». Мэйл-арт позволяет не растекаться потоку творчества, а задать ему, помимо направления, конкретный адрес внимателя – какое же письмо без указания адресата? Тем более, что на любом конверте напечатаны чуть ли не главные вопросы contemporary art – «Куда» и «Кому».
  Одним из отцов-отправителей мэйл-арта заслуженно признан артист Tolsty. Толстый (в миру Владимир Котляров) – «солнце почтового искусства», как он сам про себя пишет поверх одного из собственных писем. Оно, как и прочие, настоящие мэйл-артистические послания, прошло через технологические ступени почтовой службы, сквозь процедуры инициации – взвешивание, опечатывание, маркировку, транспортировку и т.д. Причем совершенно не обязательно, что будет соблюден формат письма, есть и другие жанры мэйл-арта, все зависит от обаяния художника, способного убедить работника почты принять явный «нестандарт». В питерском Музее связи хранится треснувший в дороге (на пути в музей) деревянный ящик – посылка Толстого, бережно и криво заклеенный скотчем, и в этой детали, привнесенной официальными руками почтового служащего – одна из крупинок соли мэйл-арта. Сумела как-то дойти из России до города Парижа пластиковая бутылка из-под спирта «Royal», отправленная Толстому Юрием Молодковцом; доставлена была в 2000 году в Петербург подставка под парик в виде кукольной головки, и даже казенная бирка к ней оказалась приляпана деликатно, не испортив шарм «Французской штучки». От мэйл-арта остается легкий привкус удачного маневра, как от вернувшегося Колобка, понюхавшего пороха, т.е. – сургуча и штемпельной краски.
 На французском берегу Ла-Манша, в Ипорте, где стоит домик Толстого, соседям он известен как артист кино, а местные гимназистки берут у него автографы. Причем Толстый не только снимался во многих картинах, где оказывался, например, в одном кадре с Изабель Аджани и Робертом де Ниро, но исполнил главную роль в фильме Эрика Барбье «Несчастье в ладони». Также Толстый изобрел вивризм и деньгизм, устраивает визуансы (визуальные сеансы), издает журналы и альбомы, организует выставки и акции. Как мы читаем у Толстого (Владимира Котлярова): «Vivrisme (по-русски: вивризм) от французского vivre (жить). Тут много сторон… Одна из них это то, что я думаю – художник не только и не столько организатор пространства, сколько организатор жизни». И еще: «Mail-art – принципиальное явление вивризма […] Качество организма расценивается нынче по наименьшему отклонению почтового сообщения от формы утвержденного стандарта». 
Когда-то трехмерная открытка – деревянный блок, сработанный концептуалистом Йозефом Бойсом – подвергала ревизии наши стандарты общественной коммуникации и наши привычки пользоваться заготовленными словами-блоками. Это было социальное послание, созданное в духе бойсовской «художественной критики». В эпиграф своего издания «Журнал-картина» журналописец Tolsty выносит: «Современное искусство актуально лишь тогда, когда его страсти – либо политика, либо любовь. Все иное – другое». И тут же, за бумажным разворотом, отдает три квадратных листа оторванным социально-политическим протуберанцам. Стало быть, мэйл-арт – это о любви, поскольку актуально. О чем же пишет любящий отправитель? Судя по содержанию, это стандартное эпистолярное меню: панегирики собственному делу, приветы знакомым, разбирательства в около-профессиональной суете, молитвы, политические эскапады. А вот форма писем, пропущенная Толстым «через себя» (как говаривали в академиях о индивидуальном психологизме), вызывает в получателе здоровый визуальный аппетит.
Немного людей пишут сегодня письма (добавлю для ясности – аналоговые). Гораздо больше людей пьют кофе (о кофе чуть позже). Толстый пишет-создает даже не письма – открытки. Те, что век назад назывались «открытые письма». И для почтальонов там есть приписки, убеждающие их поспешествовать доставке чуднóй корреспонденции адресату. Письма Толстого – «литерные», как назывались век тому назад поезда, следующие по своему расписанию и везущие особых, не простых пассажиров – литеры и рисунки из альбома–дневника автора. Существует множество сортов кофе. Самый дорогой сорт кофе в мире называется Kopi Luwak, по имени зверька с индонезийских островов. Это хищное млекопитающее лакомится спелыми зернами кофе и, пропустив их через свой пищеварительный тракт, таким образом ферментирует. Подделка невозможна, промышленное производство тоже. Письмо, прошедшее почтовым трактом, имитировать нельзя, оно пропитано особым ферментом. Но главные, жизненные, вивристические cоки придает ему отправитель – артист Tolsty, максимально «отклоняющий» форму письма от утвержденного стандарта. Истоптанные самодельными штемпелями и печатями, заклеенные автопортретами и ассигнациями, сверкающие особой рельефной пастой букв, сочащиеся густой жизненной эссенцией. Они вдохновляют, на них хочется ответить, нарисовать письмо, пообщаться «путем взаимной переписки». Взаимность – возможна, художник всегда остается на связи. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий